Село Варшава расположено в
Змеиногорском районе примерно на половине пути между Змеиногорском и Рубцовском
по обоим берегам речки Поперечной, которая является правым притоком р. Алей и
впадает в него близь с. Быково Шипуновского района, а исток ее находится в
районе 3-го поля бывшего совхоза «25 лет Октября». Долина реки имеет крутые
обрывистые берега, сложенные глиной. До 1954 года речка была сравнительно
многоводной. На всем протяжении вблизи п. Петроград и п. Варшава были омутные
озера Первое, Второе, Третье. А на север от Варшавы располагались Черниково
озеро, Корнево озеро, Митряево озеро, Чугуново озеро, расположенные вблизи п.
Плахино. Название озера получили от места стоянки единоличных хозяйств
Черниковых, Корневых, Митряевых и Чугуновых. На протяжении реки в п. Петроград
в нее впадали крупные овражные системы, в которых находились озера,
подпитывающиеся родниками: Каменный лог, Крутой лог, а в п. Варшава Крутой Лог,
Черников Лог, Фролов Лог. Кроме того, недалеко от Каменного лога вверх по
течению, по словам Домникова Петра Кирилловича, находился мощный родник,
который подпитывал р. Поперечную водой: «Надоело, нам, мужикам, переводить в
брод лошадей, и мы решили забить этот родник. Запрягли три одноконки, наложили
снопов конопли и забили действующий родник. С тех пор в летний период времени
заметно уменьшился уровень воды в речке Поперечной».
Рыбы в реке, в озерах было
несметное количество. За один раз с помощью бредня можно было выловить 6-8
ведер рыбы. После поднятия целинных и залежных земель произошло полное
заиливание реки. Озера обмелели, рыба исчезла, и примерно 10 лет тому назад не
осталось ни малейшего признака, напоминающего о существовании озер. Приходится
только сожалеть об этом. Никто не знает, к каким последствиям приведет
дальнейшая неразумная эксплуатация природных ресурсов. Единственным
доказательством существования на берегах озер единоличных хозяйств являются
канавы-ограждения бывших огородов, поросшие осокой и разнотравьем.
История села.
Любое поселение человека
имеет свою историю возникновения. Возникло село Варшава совсем неслучайно. В
первые годы Советской власти молодому государству нужен хлеб, продукты
животноводства, которые поставлялись за счет натурального налога. Жители
крупных сел не могли иметь большие посевные участки вблизи населенных пунктов.
А потому были вынуждены выезжать за 10-15 километров на обработку своих земель.
При такой организации труда производительность была низкой, а потому, чтобы
привлечь население крупных населенных пунктов образованию поселений
правительство разрабатывает новую налоговую систему.
В 1921 году выходит указ о
том, что те крестьяне. Которые выезжают для основания новых поселков,
освобождаются от натурального налога. Это послужило главным толчком в деле
основания новых поселков. Группа ходоков с.Таловка обратилось в ОКРЗУ (Окружное
земельное управление) с просьбой разрешить заселение на берега р.Поперечной.
Разрешение было получено зимой 1921 года. В начале лета 1922 года крестьяне с.
Таловка: братья Стукаловы Андрей, Дмитрий, Илья, братья Афанасьевы, Корневы
прибыли на берега речки Поперечной основывать новый поселок. По обоим берегам
провели конным плугом борозды, бросили жребий, кому на каком берегу селиться и
сразу же приступили к строительству землянок. Лето и зиму жили в землянках, а
затем постепенно стали перевозить деревянные дома из Таловки.
Над названием села долго
ломали голову: «Как назвать?». Сначала решили назвать «Полыновкой», так как в
северной части поселка произрастало много полыни. Позднее прибывшие на
поселение и воевавшие в 1-ю Мировую войну на западном фронте и слышавшие
название столицы государства Польши решили дать название своему поселку —
Варшава. Так в 1922 году появился новый поселок на берегах речки Поперечной с
громким названием «Варшава». Одновременно с этим поселком возникли с.Никольск -
основатели Болговы, Локтевка, Просвет, Веселенький и Петроград. Примерно
Рассыпуха, Кузьминка, Капустино, Миловановка, Белянинский -это тоже поселки -
выходцы их с.Таловка.
Вокруг села была девственная
растительность. Травостой достигал более 1 метра в высоту. Степь кишела дичью:
было много куропаток, перепелов, уток, гусей, лебедей, змей, волков, лисиц,
зайцев и даже шакалов. На пригорках в низком травостое зрела клубника. В
хозяйственном отношении крестьяне занимались землепашеством. Выращивали рожь,
пшеницу, овес, ячмень. Обработка почвы велась вручную. Землю пахали конным
плугом (как говорили «Букарем»), посев проводили вручную, уборку зерновых в
более позднее время производили с помощью лобогреек. Каждая семья занималась
выращиванием конопли. Конопля требовала больших затрат ручного труда. Посконь
выдергивали раньше, саму коноплю много позднее, вязали в снопы, ставили в
суслоны, а затем молотили. После обмолота семян везли в озера и замачивали в
воде до появления первого льда. Затем привозили домой, сушили, в бане, мяли,
трепали и получали волокно. Волокно использовали для получения холстины,
применяемой в изготовлении одежды. Возделывание конопли крестьянами стало
постепенно сокращаться к 1951-1952 годам.
В селе развивались
разнообразные кустарные промыслы: Молостова Пелагея Степановна, Глазкова
Аксинья Федоровна - мастера ковроткачества, Журавлев Дед-Алеша - мастер по
выделке овечьих шкур, Братья Афонасьевы - Прохор Веденеевич и Илья Веденеевич -
мастера по изготовлению валенок. Были мастера по изготовлению волосяных и
пеньковых веревок, были мастера по изготовлению рыболовных снастей — «мордушек»
- Журавлев Михаил. Были и портные, которые шили одежду на заказ «Бабка
Степаниха», «бабка Ковалиха», были и народные целители «бабка Матрена», «бабка
Павлиха» и «бабка Митряиха». Уж такие были неписаные законы села, по которым
всех уважаемых людей называли или по отчеству или по уличному прозвищу:
Рогачовы, Духоборовы, Мишановы, или по фамилии.
80 лет с небольшим прошло со
дня основания поселка, но до сих пор в душах земляков сохранилась добрая память
о тех, кто творил добро людям, кто принимал непосредственное участие в деле
становления своего родного села. В родительские дни на кладбище можно слышать
слова искренней благодарности и добрых воспоминаний о тех людях, которые своим
скромным трудом внесли посильный вклад в развитие родного поселка. Как не
вспомнить Лайкова Ефима Игнатьевича, который доброй половине женщин села
изготовлял прялки. Его уже давно нет в этом мире, а его рукотворное чудо до сих
пор облегчает труд женщин.
В период с 1960 года по 1966
год колхоз «Большевистский путь» имел пилораму, мельницу, одну тысячу голов
свиней, 250 голов крупно-рогатого скота. Люди были все обеспечены работой, в
осенний период времени шеф «Колыванский камнерезный завод» присылал на уборку
до 60 человек -разнорабочих, механизаторов, шоферов.
В апреле 1966 года
образовался совхоз «Таловский», в который вошло «Варшавское отделение». Резко
выросло поголовье овец. На территории отделения было 7 отар с общим поголовьем
более 6000 голов. Росла свиноферма, увеличились надои. Рабочие отделения жили
полноценной жизнью. Построили «Дом культуры», библиотеку, ФАП, приобрели бильярд, построили
водопровод, одним словом у людей была работа, и было где отдохнуть после
трудового дня. Какие новогодние праздники с различными конкурсами проводились в
Доме культуры. Позднее «Варшавское отделение» входило в совхоз
«Ново-Никольский».
Наступило «золотое» время
перестройки. На глазах всех односельчан стало все рушиться. После одного года
работы прекратил свое существование водопровод, миллионы рублей закопали в
землю, исчезло поголовье скота, нет мельницы, пилорамы, пустили под нож все
поголовье овец. Люди остались без работы и средств к существованию. Большинство
молодых и престарелых людей уехало в город в поисках счастья от безысходности,
но трудно в современный период устроиться в городе и приобрести жилье. Клуб и
почту закрыли, школу перевели в другое здание, которое чуть не сгорело дотла,
магазин от райпо закрыли.
Стоит на проезжей дороге
милое село, Богом и людьми забытое, а живут в нем почти одни пенсионеры,
которым на закате жизни трогаться с обжитого места страшно. Каждый житель этого
маленького села ложится и встает с одной
мыслью, как жить дальше? Одно утешение - 3 телефона на все село, и те никогда
не работают. Теперь мобильная связь. Милые, добрые, люди! Я не знаю, к кому
обратиться и кому бросить вызов: «Берегите малые села, в них наши корни, в них
наше далекое детство, на их территории покоится прах наших предков, а мы так
привязаны к погосту маленьких деревень, которые свидетельствуют о том, что
здесь жили когда-то люди. Оглянешься на свою малую деревеньку и думаешь: «Ведь
в ней живут такие милые и добрые люди, которые не жалели своего здоровья,
растили хлеб, поставляли стране мясо, молоко и шерсть, рожали, растили и учили
детей на благо Родины, а теперь в конечном итоге они брошены на произвол
судьбы.
Материал оформил 10 мая 2002
года Рыбкин Александр Семенович.
Материал опубликован в
«Змеиногорском вестнике» в июле 2002 года.
Рыбкин Александр Семенович -
учитель географии, биологии и химии Октябрьской средней школы Змеиногорского
района, Алтайского края.